«Той ли дорогой..?»

 

 

ТОЙ ЛИ ДОРОГОЙ НАС ВЕДУТ К ХРАМУ?

Итак, судя по всему, судьба Собачьего Поля решена. При переборе вариантов его застройки – кабак (т.е. ресторанный комплекс), автозаправочная станция или церковь возобладал последний.

Следует признать, что из трех зол это, пожалуй, наименьшее. Однако…

Симптоматичны обстоятельства появления данного проекта. Жителей Пятихаток ставят перед фактом, не проведя соответствующих опросов, вплоть до местного референдума с вопросом типа «Нужна ли в поселке церковь, причём именно этой конфессии» (кстати, какой?).

Впрочем, напомню оригинальный текст, появившийся на доске объявлений ННЦ ХФТИ в середине февраля (курсив мой – Авт.).

Ескізний проект Православного Свято-Софіївського храму в науковому селищі П’ятихатки (м. Харків) розроблений на прохання Свято-Софіївської релігійної громади. Він становить частину (першу чергу будівництва) архітектурного розвинутого ансамблю духовного центру тієї ж назви.

У відповідності з попередньою домовленістю запроектовано храм-пам’ятник, вигляд якого відображує ідею зростання сучасної Української церкви з руїн минулого. Прототипом «руїн» сталі руїни Мірелейона, християнського храму, що був збудований в 930 р. в Константинополі. Храми, подібні до Мірелейону, мали великий вплив на розвиток слов’янського церковного зодчества часів хрещення Руси-України.

Запроектована споруда являє собою традиційний триверхий український храм, зовнішні форми якого здобули сучасний вигляд, пов’язаний з індустріальними методами зведення великопролітних конструкцій. Верхи розташовані на вісі захід-схід. У відповідності з канонами вівтарня апсида зорієнтована на схід, а головний вхід організований збоку західного фасаду.

Затиснутість виділеної ділянки продиктувала розміщення приміщень в двох рівнях. В цокольному поверсі знаходиться хрестильня і ряд технічних приміщень:

вузол вводу комунікацій, електрощитова, тощо. На другому поверсі розміщений наос. Храм зблоковано з групою приміщень, що включають бібліотеку, класи недільної школи і адміністрацію.

Тонка вертикаль дзвіниці зі шпилем, виконаним з золотистого бронзованого скла, викликає різні асоціації: це і «світильник», і «свічка», і «маяк». Мистецтвознавці назвали б її необхідною архітектурною домінантою. Висвітлена зсередини, вона особливо ефектно буде виглядати вночі.

Стіни храму виконуються з силікатної цегли з наступною декоративною натрускою. Покрівля з профілірованого настилу, «руїни» з лицьової цегли, що імітує візантійську кладку. Куполи храму з «золотосвіту», так називається нержавіюча сталь з покриттям, що імітує сусальне золото.

Наос храму розраховано на 450 чоловік.

Будівельний об’єм 6300 м3.

Автори архітектори:ФОМЕНКО О.А.

ЧЕЧЕЛЬНИЦЬКИЙ ПП.Г.

ШКОДОВСЬКИЙ Ю.М.

Консультант з релігійних питаннь архімандрит МИКОЛАЙ (Мороз)

Головний архітектор проектуЧЕЧЕЛЬНИЦЬКИЙ П.Г.

Ну что же, по порядку:

храму в науковому селищі – М-да… О времена, о нравы!.. Курчатов с Вальтером в гробу бы перевернулись. Впрочем, сейчас быть верующим престижно, это часть имиджа!

прохання Свято-Софіївської релігійної громади – почему именно этой общины? Она так известна в посёлке, оказывает помощь нуждающимся Пятихаток и пр.? (вопрос без подвоха!)

з попередньою домовленістю – с кем, когда, почему об этом знают считанные единицы живущих в поселке?

традиційний триверхий український храм – традиционный для Слобожанщины? Совершенно не похож. Найдите в городе и области хотя бы еще один такой, построенный до 1990 (если хотите, до 1917) года.А с точки зрения архитектуры, это «винегрет» как минимум из четырёх стилей.

виділеної ділянки – кем, когда? (о сумме вообще молчу).

хрестильня і ряд технічних приміщень – терминология на высоте!

різні асоціації – а вот по моим опросам около 90% называют Это мусульманским минаретом.

архітектурною домінантою – которая «затмит» каркас для новогодней ёлки, круглогодично маячащий на Бульваре Мира? Представьте себе, как «впишется» этот храм в существующую застройку поселка.

«руїни», імітує – первое – это очень хороший образ «Ще не вмерла», а во-вторых,«чи не забагато» имитаций. Или это такой современный стиль?

450 чоловік, 6300 м3размах, конечно, впечатляет. Только вот… «Где деньги, Зин?» (В. Высоцкий). И уже найден подрядчик, который будет это строить? Кто? За сколько?

Ну а теперь, немного о том, что «не попало в газеты». Показателен факт отсутствия любых выходных данных на описании проекта. Каким образом его авторы предполагают «обратную связь» с жителями посёлка, чей шедевр последние обречены созерцать ежедневно и надолго. Правда, исходя из вышеизложенного, она их не особо-то интересует. «Я знаю, город будет, я знаю…» (Маяковский, кажется). Так какие же люди в стране, уже десять лет как несоветской есть? Кто они? Откуда?

После непродолжительный поисков в распоряжении автора оказался часопис Свято-Софіївськой Православної громади “З Богом у серці” №12 / 2000 р. На последней, 22 странице (журнал формата А4, плотность бумаги 80 г/м2,обложка светло-синяя формата А3) и помещен уже знакомый Вам текст. Только вот ниже подписи архитектора Чечельницкого имеется и дополнительный текст.

В нем приведены реквизиты этой религиозной общины, указывается, что храм строится в память об учёных, внесших выдающийся вклад в развитие мировой науки, после чего предлагается всем желающим внести посильный денежный вклад на счёт общины. Но самое главное – “прізвища всих, хто внесе кошти, будуть викарбовані і вмонтовані в стіну храму”! Без комментариев (впрочем, практика повсеместная).

Но вернёмся собственно к журналу. Интересующимся сообщаю некоторые, наиболее важные, выходные данные. Главный редактор – архимандрит Миколай (Мороз), адрес редакции – 61177, Харьков, а/я 3590, телефон – 70-35-41 (квартирный телефон на Залютино), e-mail – va_podporin@ucca.ukrpack.net, учредитель – Свято-Софиевская Православная Религиозная община, регистрационный номер ХК № 555 от 13.03.98. Распространяется бесплатно. Правда, тираж не указан. Можно выпустить и 50, и 5000 экземпляров.

Но дело даже не в этом. Привожу содержание журнала, указанное на второй странице обложки (она же – вторая страница журнала):

ЗМІСТ


· ВІРА – ШЛЯХ КРІЗЬ ТЕРНІЇ

·ПРО НЕПОЧУТІ МОЛИТВИ

·“ПОЛІТИЗАЦІЯ ЧИ ПАРТИЗАЦІЯ?”

·РЕЗЕРВАЦІЯ ДЛЯ УКРАЇНЦІВ

·ЧУЖІ “ГЕРОЇ”

·А СУДДІ ХТО?

·ГЕНІЙ ПРОТИ ПИГМЕЇВ

·ЧИ ЗРУЙНУЮТЬ ПАМЯТНИК ШЕВЧЕНКОВІ У ВАШИНГТОНІ?

·КОМУ У ВАШИНГТОНІ “МУЛЯЄ” ОКО ПАМЯТНИК ШЕВЧЕНКОВІ?

·СЕВАСТОПОЛЬ: РЕАЛІЇ РОСІЙСЬКОЇ ЕКСПАНСІЇ

·ГЕТТО УКРАЇНСЬКОЇ КУЛЬТУРИ

·НАРУГА

·ВІКТОР ІВАНОВИЧ КУРИЛКО – СОНЯЧНА ЛЮДИНА

·ЗАХИСТИМО СВОГО ПРОРОКА

·ІНТЕРНАЦІОНАЛЬНА МЕНТАЛЬНІСТЬ

·СИНДРОМ РОКСОЛАНИ

·5 РОКІВ КУІНу

·“РаДа” ПРАЦЮЄ БЕЗКОШТОВНО

·ПРАЗДНИК ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

·ГЕРОЇ НЕ ВМИРАЮТЬ

·НА НАЙВИЩІЙ НОТІ

·ГУРТОМ І ГОРЕ МОЖНА ПРОГНАТИ

·ГРІХИ СМЕРТНІ

·ХРАМОВЕ СВЯТО

·ЖУРАВЛИК

·ПРАВОСЛАВНИЙ СВЯТО-СОФІЇВСЬКИЙ ДУХОВНИЙ ЦЕНТР

·ДВАДЦЯТЬ РЯДОЧКІВ ПРО УКРАЇНЦІВ НА УКРАЇНСЬКОМУ ТЕЛЕБАЧЕННІ


Чувствуете стиль? «З Богом у серцi». Напоминаю, это официальное издание религиозной общины, которая собирается строить храм здесь, у нас, в Пятихатках.

Когда Вы приглашаете кого-то в гости, Вы достаточно хорошо знаете этого человека. Если Вы пускаете его в свой дом жить, это означает практически безграничное к нему доверие.

Храм в нашем доме, в Пятихатках, а точнее, его служители, собираются у нас жить, нести свои идеи нам, нашим детям и внукам. Идеи чего? См. содержание часописа.

В отличие от безымянных (изначально, сейчас Вы знаете о них немного больше) ревнителей строительства храма, оставляю один из возможных каналов обратной связи – Алекс, <e-mail устарел>.

22.02.2001

P.S. Шестого марта этого года состоится торжественная закладка первого камня (с его освящением) на месте будущего храма. С чем Вас, уважаемые дамы, господа, товарищи, граждане, жители, проживающие (нужное подчеркнуть) и «праздравляю». «Праздравляю» без всяких там «непонятных и ненужных» народу референдумов.

Реклама